Взгляд изнутри: яхта и круизный теплоход с точки зрения интерьера
Обилие великих рек и внутренних акваторий в России в сочетании со сравнительно малоразвитой индустрией круизов обычно объясняют недостатком качественного и современного пассажирского флота. Но сейчас, когда люди стали гораздо меньше бывать за границей, популярность водных путешествий растет. Как следствие, начала меняться сама концепция и подход к отдыху на воде, которые сегодня формируют такие студии дизайна как Horizon.
У Horizon Studio довольно необычная для России специализация. Как вы пришли к работе с корабельными интерьерами?
Мы начинали с работы над интерьерами общественных пространств, но в последние годы специализируемся на судовых интерьерах. В основном, для круизных пассажирских судов – как новых, которые только строятся, так и старых, которые переоборудуются в соответствии с современными стандартами. Если речь идет, например, о переоборудовании теплоходов типа «Омик» (Массовая серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов длиной 42-45 м, – Прим. ilodka.com), то задачи для них стоят ровно те же, что и для яхт. Нередко заказчик, покупая теплоход под переоборудование, хочет сделать из него небольшую речную яхту на три-четыре каюты для личных, корпоративных или коммерческих целей.
Когда строится новое судно, то можно изначально продумать взаимодействие экстерьерных и интерьерных пространств, поскольку в яхтенном дизайне это крайне важно. Но что делать с уже готовым теплоходом?
«Омики» строились в 1960-1970 гг и это, пожалуй, самая большая сложность, влияющая на интерьер. Во-первых, мы не можем значительно переделать корпус и надстройку, что усложняет разводку современных систем – вентиляции, кондиционирования и т.д. Места для них просто нет – так спроектирован теплоход. Если бы мы просто рисовали красивые интерьеры, результат оказывался бы слишком далеким от картинок. А так как мы заинтересованы в качественной реализации, то погружаемся во все эти вопросы. Изворачиваемся, втискиваемся, чтобы высота в каютах и салонах осталась комфортной и не было ощущения что потолок давит. Внешний вид теплохода, конечно, тоже влияет на работу. Мы в каком-то смысле оказываемся заложниками стиля, в котором он был создан и не можем его не учитывать, делая вид, что это современное судно. Поэтому, принимая во внимание контекст, интерьер оказывается тоже немножко «ретро». То есть мы либо сохраняем и усиливаем это направление, либо немного сглаживаем.
Один из ваших проектов – теплоход «Константин Коротков» – совсем не выглядит как ретро…
Это первый проект, в котором мы полностью разрабатывали все интерьеры. В этом случае мы хотели сделать их свежими и легкими, но в то же время не уходить в хай-тек. Получился мягкий скандинавский стиль, который не конфликтует с внешним обликом судна. Внутри – просто комфортное современное пространство. Сейчас мы работаем над переоборудованием корабля «Мстислав Ростропович» – там будут более классические ретро-интерьеры. Когда теплоходы даже для одной компании получаются очень разными, это интересно. Можно за сезон сходить в несколько круизов подряд по разным маршрутам и каждый раз ощущения будут другими.
Сколько у вас обычно проектов в работе?
Пять-шесть, но они находятся на разных этапах. Какие-то на стадии концепции: мы придумываем интерьеры, делаем визуализации. Другие – в процессе разработки интерьерных чертежей. Где-то уже идет авторский надзор. То есть, многое происходит параллельно.
Понятно, что все суда разные, но сколько времени, в среднем, проходит с момента начала работы до выхода в плавание?
Если речь о новом строительстве, все зависит от того, насколько заранее заказали проект интерьера. Бывает, что на процесс проектирования и постройки судна может уйти года три – и это нормально. А вот если это проект переоборудования, то мы жестко привязаны к сезону. Процесс занимает полгода: если летом начать проектирование, то к следующему сезону судно должно выйти на воду. Два месяца – концепция интерьера, затем две недели на выбор материалов. Потом мы делаем чертежи интерьера, развертки, планы, свет и т.д. Когда они готовы и уже приехали отделочные материалы, то, как правило зимой, на судне начинаются работы, которые в мае, к началу сезона, должны быть завершены.
Что, на ваш взгляд, наиболее важно в корабельном интерьере?
Разведение потоков людей. Это серьезный вопрос как на теплоходах, так и на яхтах. На борту может быть несколько компаний, которые хотят проводить время по-разному. Важно организовать все так, чтобы никто никому не мешал. Экипаж при этом должен быть не виден, но максимально эффективен и доступен для всех с возможностью быстро попасть в любое место на борту.
Чем вам больше нравится заниматься, новыми проектами или переоборудованием?
В новых судах есть возможность влиять на план общего расположения помещений. Можно вместе с заказчиком продумывать функциональное зонирование и процессы, которые будут происходить на судне. Какие дополнительные функции предусмотреть, по сравнению с традиционной схемой, когда на борту есть просто каюты, ресторан и бар? Например, добавить зону отдыха, спа, спортивный зал, игровые и семейные пространства. Все варианты времяпрепровождения нужно отражать в функционале интерьера, в планировках. Что происходит на солнечной палубе? Какие предполагаются развлечения? Кинопоказы, лектории, тематические или образовательные круизы? Проектирование и строительство нового судна может затянуться на годы, и, естественно, есть риск, что проект затормозится. А вот у переоборудования есть очевидный плюс – скорость реализации.
А что выгоднее для заказчика?
Я, конечно, не заказчик и боюсь ошибиться, но, наверное, выгоднее переоборудовать старый теплоход. С другой стороны, с новым кораблем можно привлекать и расширять аудиторию, привлекать категории пассажиров, которые раньше вообще не обращали внимание на круизный отдых. Новое строительство теплоходов сейчас должно развиваться, потому что в этой нише точно есть спрос. Аудитория сильно молодеет. Если на рынке появляется новый круизный корабль, он, в отличие от переоборудованного, сразу становится популярным – это факт. Такие суда могут предлагать другое качество отдыха и даже другой формат.
Какой, например?
До 10-20 пассажиров на борту. Это очень востребовано. Такое судно можно взять в чартер как яхту или использовать для корпоративного круиза, с полным обслуживанием, индивидуальной экскурсионной или развлекательной программой.
Вам доводилось такими заниматься?
Да, наш новый проект «Отчизна» – как раз такой вот небольшой «Омик». Он вышел в первый рейс этим летом и будет ходить по Волге. Стилистически мы его сделали довольно эклектичным, посвятив каюты и пространства в том числе разным волжским городам. На борту – книги, предметы, собранные в Казани, Астрахани и других местах. Мы находили мастеров декоративно-прикладного искусства, работающих в традициях промыслов конкретного региона, и заказывали у них предметы декора: вазы, вышивки, росписи, чеканку, кружево, ковры ручной работы… При этом базовый интерьер довольно лаконичный.
С моей точки зрения, интересно делать каюты разными. Экономически рациональнее, когда они одинаковы, но «Отчизна» — это, по сути, яхта. На борту всего четыре каюты: две на главной палубе, и две – на нижней. В носовой части – салон с гостиной и столовой. Кстати, для более крупных теплоходов также имеет смысл делать разные по стилистике каюты. Можно ходить в гости, если путешествуешь компанией, а можно выбрать себе какую-то «тематическую» каюту или просто путешествовать на одном и том же теплоходе, но каждый раз в другом пространстве. Хотя это, конечно, вопрос бюджета.
Кстати, о бюджете… Часто ли он накладывает свои ограничения?
Естественно, бюджет переоборудования или строительства учитывает модель последующего использования судна. Важно сделать так, чтобы теплоход или яхта потом были экономически выгодны, иначе весь смысл для заказчика пропадает. Бюджет никогда не бесконечен, но самые выразительные решения часто оказываются не самыми дорогими по материалам. Дело не в деньгах, а в том, что надо подумать, поэкспериментировать и найти решение, которое устроит всех. И визуально, и по бюджету.
Для круизных теплоходов, как и для яхт существует cвоя специфика в использовании материалов на борту?
Мы обязаны использовать только сертифицированные специальные материалы. Сотовый алюминий, негорючие судовые пластики и ткани, ламинат, ковровые покрытия, светильники, розетки, – все ровно то же самое, что и для яхт. Все узлы должны быть продуманы так, чтобы компенсировать подвижность корпуса и надстройки на сжатие и скручивание. Производится и расчет нагрузок и масс, а все элементы должны быть мобильные, легкие, негорючие и влагостойкие. Часто бывает и так, что яхты и небольшие теплоходы проводят зиму в неотапливаемом режиме. Соответственно, за период в холоде интерьер не должен, пропитавшись влагой, потрескаться или еще как-то пострадать.
Отдельное для Horizon Studio направление работы – искусство в интерьерах судов и, насколько мне известно, вы уже реализовали ряд крупных проектов…
Мы занимались тремя достаточно крупными проектами оснащения интерьеров искусством на кораблях, причем подход был как на суперъяхтах. Теплоходы компании Swan Hellenic (Занимается путешествиями в самые неисследованные уголки земли: Арктика, Антарктика, Африка, латинская Америка, – Прим. ilodka.com) Minerva, Vega и Diana – экспедиционные суда ледового класса, соответствующие уровню пятизвездочного отеля. То есть это и не яхты, и не обычные пассажирские теплоходы, а высококлассные круизные лайнеры, рассчитанные на, скажем так, «люксовое» времяпрепровождение.
Концепция интерьера для этих судов была создана известной шведской компанией Tillberg Design, а реализацией занимались мы, в том числе комплексной поставкой и размещением оригинальных предметов искусства на борту. От нас требовался особенный подход к декорированию: не просто развесить панно или фотографии, а создать целую выставку на шести палубах из девяти.
На каждом корабле мы «рассказывали» свои истории, под которые выбирались, а иногда и создавались работы современных российских художников. Мы старались делать так, чтобы история на каждом корабле развивалась снизу вверх. На нижних палубах, где располагаются лаборатория и библиотека, были какие-то удивительные предметы и находки, привезенные с берега. Выше, в ресторане, – карты и оборудование. Еще выше – зарождение жизни… Каждый экспонат подписан автором, а чтобы пассажиры могли больше узнать о них, мы составили для каждого судна каталоги.
Учитывая «экспедиционные» возможности России, есть ли у нас подобные суда?
Есть. Например, путешествующий по Енисею круизно-экспедиционный теплоход «Максим Горький». Мы сопровождали его переоборудование, потому что изначальную концепцию голландских дизайнеров оказалось невозможно реализовать. Мы провели на нем много времени, и все переделали. В экспедиционном плане это очень интересный круиз, могу любому посоветовать. Благодаря таким круизам понимаешь, как много фантастических мест было у нас всегда, но о них нам почти ничего не известно. Это своеобразные и труднодоступные направления, которые сейчас становятся более досягаемыми, а люди, которые раньше путешествовали в основном за границей, стали обращать гораздо больше внимания на внутренние направления. Так что есть смысл это все развивать. Не только «спрос рождает предложение», но и «предложение формирует спрос».
Вы успешно подписались на нашу рассылку