Север снега не боится
Авторство модели 650 К принадлежит красноярскому амфибийному заводу «Север» – одной из немногих компаний в России, специализирующихся на производстве аэролодок и другой амфибийной техники
Место для тест-драйва было выбрано не случайно. В яхт-клубе «Адмирал» с 2019 года работает филиал красноярского завода, о чем сообщают как граффити на ангарах, так и припаркованные тут и там на прицепах и без аэролодки. Некоторые из них имеют боевую окраску МЧС и спасателей, другие несут на борту гражданский камуфляж и разнообразные геометрические узоры.
Для глаза, привыкшего к виду традиционных маломерных судов, Север 650 К выглядит немного странно. Вроде, как по надстройке это привычный алюминиевый кабинник (буква «К» в названии модели как раз это и обозначает), а судя по надувным бортам это РИБ, правда с сильно смещенной в сторону кормы кабиной и огромной носовой палубой. Издалека клеть, в которую спрятан винт и двигатель, а также вертикальные кили управления воспринимаются частью надстройки благодаря окрасу в цвет корпуса. Но стоит подойти чуть ближе, и вся эта конструкция с высоко установленным на опорах двигателем и огромным шестилопастным воздушным винтом перетягивает внимание – любого новичка ее масштаб несомненно впечатлит.
Длина аэролодки Север 650 К составляет 7.77 м, ширина – 2.85 м, а высота –2.60 м. Внутри есть место для 8 пассажиров, а если потесниться, то и для 10, благо грузоподъемность около 1500 кг. Кстати, увеличенная носовая палуба, как объясняют представители московского филиала, как раз и предназначена для перевозки грузов – внутри салона мест для хранения не так много, так что крупногабаритное оборудование, инвентарь и прочие припасы и добыча, размещаются здесь, на специально продуманной для этого «грузовой площадке».
Трудно забыть впервые услышанный звук запуска и начала работы двигателя аэролодки. Проверенный временем 430-сильный бензиновый LS3 V8 объемом 6.2 л, устанавливался на спорткары Corvette и Camaro еще в те времена, когда электромоторы вызывали интерес лишь у веганствующих хипстеров. Двигатель открыт и благодаря нехитрой системе выхлопа голосит от души. А на пару с воздушным винтом создается тот самый незабываемый дуэт, который наверняка снится в ночных кошмарах любителям зимней рыбалки.
В тот момент, когда аэролодка трогается, мы уже внутри салона, поэтому звукоизоляция отчасти спасает, но вести непринужденный разговор все равно не получается. Впрочем, это воспринимается как своего рода компенсация за возможность созерцать «проезжающие» за окном пустые причалы и преодолевать полыньи, лед и снег.
«Движение лодки начинается с 4000 оборотов, поэтому нам нужен был двигатель, способный работать в высоком «диапазоне». После ряда экспериментов мы остановили выбор на бензиновом Chevrolet LS3, наладили его официальные поставки (Необходимые для заключения контрактов с государственными организациями, – Прим. ред.) и сейчас преимущественно используем его», – делится руководитель московского филиала КАЗ «Север» и по совместительству наш пилот Максим Кузьмин.
Ни дизели, ни электромоторы не способны работать в таких условиях и при экстремальных температурах, в которых в основном эксплуатируются аэролодки. По словам Максима, подтвержденный в ходе испытаний рабочий диапазон варьируется -45 до +45 градусов, но в основном лодки используются на Севере. Как амфибии, позволяющие с ветерком добраться из или до трудноднодоступных мест, и как надежная и экономически оправданная замена малой авиации.
«Этой лодке все нипочем. Непогода, отсутствие дорог, водные преграды, движение по заболоченной местности, ледяным торосам и снегу», – объясняет Максим и рассказывает, что несколько аэролодок «Север» были отправлены на Чукотку, чтобы в «трудные времена» доставлять местных жителей в аэропорт.
Тем временем мы движемся по замерзшему Клязьминскому водохранилищу в сторону поросшего камышами полуострова и, вместо того чтобы аккуратно его обогнуть, прошиваем насквозь. Камыши недовольно стучат в окна, часть «урожая» остается на носовой палубе, но лодка уверенно продолжает движение.
«На берег заберемся?», – вопрошает пилот. Раздается одобрительный гул, и вот мы уже заползаем с воды на пологую горку, скользим по заснеженному пустырю вдоль исписанного народными изречениями бетонного забора, а затем снова скатываемся в водохранилище.
«Конечно, летом подобное делать невозможно, так как повсюду рыбаки, да и покрытие уже не всегда позволяет. По мокрой траве можно, по песку иногда тоже, но асфальт и другие жесткие поверхности губительны для «чешуи»», – поясняет Максим.
Пластиковая «чешуя» толщиной 5 мм и шириной 50 см, защищающая надувной плот баллонов из термопластичного полиуретана, работает как покрышки у автомобиля. Она крепится к алюминиевому корпусу специальным кантом и позволяет передвигаться как по воде, так и по снегу.
«В зависимости от режима эксплуатации может прослужить как год, так и несколько лет, но это, по сути, расходник, как резина у машины», – объясняет Максим.
И баллоны, и корпус, и чешуя, – все свое, российское, продуманное с точки зрения безопасности, ремонтопригодности и использования в непростых условиях. Север 650 К может подниматься по порогам, не боится встреч с топляком и прочими губительными для обычных лодок подводными и надводными преградами. Удивителен тот факт, что такое понятие как «динамическая осадка» к аэролодке малоприменительно. «Чешуя» с баллонами сообща работают как амортизаторы и лихо обрабатывают рельеф.
Пробить, конечно, можно, но лодка останется на воде. Также и со стеклопластиковым винтом – вернуться домой можно и на трех лопастях вместо положенных «по регламенту» шести.
Перед нами появляется приличных размеров полынья с кусками битого льда и Север 650 К без труда ее преодолевает, после чуть сбрасывает в снежной каше, а, выскочив на лед, бодро набирает скорость. Во время тест-драйва мы развивали максимальную скорость около 55 км/ч, но производитель утверждает, что на воде Север 650 К может разгоняться до 100 км/ч, а по льду улучшить этот показатель еще на 20 км/ч. Есть и зафиксированный рекорд – 178 км/ч на Байкальской миле.
Осторожно интересуюсь расходом топлива – данные производителя говорят о разбросе 25-70 л/ч. Максим поясняет, что многое зависит от загрузки, условий и скорости, но в среднем он составляет около 1 л/км, то есть при объеме топливного бака 420 л (дополнительно можно установить еще и бак на корме объемом до 140 л) запас хода получается весьма приличный.
Для управления аэролодкой до 20 м подходят обычные ГИМС-овские права, но с открытым типом «Судно особой конструкции». Привыкнуть к повадкам придется, так как здесь постоянно нужно «читать рельеф», играть газом, а также учитывать особенности воздушного винта и килей, но после небольшой практики все это становится вполне понятно. Вот только на реверс рассчитывать особо не приходится, так что на этот момент стоит обратить внимание заранее.
Как только мы благополучно прибыли к берегу, эффектно поднялись по слипу и припарковались, удалось как следует рассмотреть, что внутри.
Вход в салон возможен только через центральную дверь с носовой палубы, она же грузовая площадка. Одноместный пост управления расположен по правому борту, а напротив – еще одно «штурманское» кресло. Далее – U-образный диван, боковые стороны которого оборудованы рундуками и могут быть разложены таким образом, чтобы появилось спальное место для трех-четырех человек.
Еще одна опция – установить между диванами небольшой столик, ну а для мелких вещей предусмотрены ниши под потолком. Материалы отделки после традиционных лодочных интерьеров кажутся аскетичными: на стенах и потолке темно-серый карпет, на полу – практичный полимер. Чуть оживляют обстановку кожаные сиденья и «карбоновые» вставки на консоли управления и бардачке. Впрочем, на заводе утверждают, что, по желанию клиентов, готовы делать лодки более премиальными: внедрять кожу, ковры, дерево и другие дорогостоящие материалы, а также устанавливать кондиционеры и холодильники. В базе же идет лишь обязательный набор выживания – пара жидкостных и автономный отопитель.
Ни гальюна, ни камбуза нет и, как мне дали понять, в ближайшем будущем вряд ли появятся, так как аэросуда ориентированы на привыкших самостоятельно справляться с суровыми реалиями и проблемами заказчиков.
Как ни странно, несмотря на понятные и ожидаемые заказы от государственных структур и бизнеса, примерно половина заказчиков – частные клиенты. Заядлые охотники, рыболовы, исследователи, любители экстремальных путешествий, да и просто те, кому хочется кататься на лодке в то время, когда другие маломерные суда использовать невозможно. Судя по пухнущему портфелю заказов КАЗ «Север», планах по двукратному увеличению производства и открытию новой площадки, таких с каждым годом становится все больше.
И да, пожалуй, самое главное – цена на Север 650 К в стандартной комплектации начинается с 7 300 000 рублей. При этом база не скупая и даже в ней есть все, чтобы для владельцев традиционных лодок перестали быть актуальными такие понятия как открытие или закрытие сезона.
Вы успешно подписались на нашу рассылку