Atlantide: семь жизней легендарного мотосейлера
Яхта Atlantide недавно прошла грандиозный рефит на верфи Royal Huisman. На ее счету немало реконструкций, но этот рефит получился самым длинным — на него ушло почти три года
Для того, чтобы лучше понять, с чем работали нидерландцы Huisfit, стоит заглянуть в прошлое яхты. На счету урожденной Caleta, а ныне Atlantide, семь яхтовладельцев, каждый из которых относился к ней трепетнее предыдущего.
Начало
Atlantide — не просто парусно-моторная яхта, а одно из первых судов сопровождения в яхтенной истории. Когда и у кого родилась идея построить яхту сопровождения? Дело было в 1930-х годах. Затейником стал известный яхтсмен и заядлый гонщик.
Caleta — так нарекли 37-метровую парусно-моторную яхту или «мотосейлер» при спуске на воду в британском графстве Девон на верфи Philip & Sons. Элегантный облик ей придал главный яхтенный дизайнер Шотландии – Альфред Милн (Alfred Mylne). Специалист по парусникам, позже проектировщик 126-метровой трехмачтовой Britannia для британской королевской семьи, за свою жизнь он создал не меньше 600 яхт. И Caleta спроектировал для человека, в благих намерениях которого не сомневался — речь о предпринимателе и дерзком яхтсмене Сэре Уильяме Бертоне (Sir William Burton). За 25 лет он принял участие в более чем 1000 регат, и выиграл не меньше 300 из них.
В основном он ходил на собственных парусных яхтах. Но иногда вставал за штурвал других именитых судов. Так было и в 1930-м, в год спуска на воду Caleta. На яхте Shamrock V давнего товарища Сэра Томаса Липтона (Sir Thomas Lipton) он вступил в борьбу за Кубок Америки. И почти выиграл. Пусть из Америки он вернулся без трофея, в Великобритании он все же вывел свой образ жизни на воде на новый уровень, ведь в Девоне его уже ждал тендер для регат — 37-метровая Caleta.
Яхта сопровождала Бертона на всех гонках. И стала для него больше, чем тендером — виллой на воде у берегов Британии, идеальным местом для отдыха после регаты. На борту были обустроены мастер, VIP-каюта и каюта типа дабл. В распоряжении — команда из шести человек. В отличие от парусников, которые обычно не сильно полагались на моторы, Caleta была оснащена двумя 8-цилиндровыми дизельными двигателями Gardner мощностью 231 л.с. каждый. Под ними яхта ходит и сейчас на скорости 10-12 узлов.
Война и послевоенные годы
Спокойные гоночные годы с Бертоном, правда, быстро закончились. В 1939 году яхта вышла на службу в Королевские вооруженные силы как судно береговой охраны. Хорошо вооруженная, в 1940 году она присоединилась к знаменитому флоту «Маленькие суда Дюнкерка» (Little Ships of Dunkirk) и эвакуировала французских и британских солдат.
В бою она вела себя настолько достойно, что среди немногих получила право поднимать флаг Крест святого Георгия. Памятную доску с флагом и сегодня можно увидеть на одной из боковых палуб Atlantide.
После войны Caleta вернулась к спокойной жизни. Только уже в собственности греческого транспортного магната, который переименовал ее в Ariane в 1950-ом. Позже она стала собственностью британского яхтсмена и историка Молдуина Драммонда (Maldwin Drummond), который нарек ее Corisande и держал в Антибе.
А в 80-х годах яхта оказалась в объятиях венецианского графа Николо делле Росе (Count Nicolo delle Rose), который, переведя ее в Монако, собственно, и присвоил ей нынешнее имя — Atlantide.
Возвращение к истокам
Интересно не сколько то, что на борту Atlantide снимали фильм «Ночь нежна» с Ингрид Бергман, а то, что произошло с яхтой в 1998 году. Ее купил знаменитый американский венчурный капиталист Том Перкинс (Tom Perkins) и вернул ей прежнее амплуа «тендера для регат».
Дело было до 88-метрового «Мальтийского сокола», по которому в яхтенной индустрии в основном знают Перкинса. Выходец из Нью-Йорка активно участвовал в гонках с парусной яхтой Mariette of 1915, которую восстановил по оригинальным эскизам, найденным в архивах альма-матер, Массачусетского технологического университета.
Судя по новостям тех лет, яхта Atlantide была выставлена на продажу за 5 млн долларов, так вот Перкинс потратил на рефит втрое больше. В проекте участвовали судостроители Camper & Nicholsons, инженерное бюро BMT Nigel Gee Yachts и дизайнер Кен Фрайвох (Ken Freivokh).
Работы по корпусу провели на Мальте, надстройку и интерьер переосмыслили на британской верфи Camper & Nicholsons. В интерьере в стиле ар-деко появилась почти музейная коллекция хрусталя Lalique. Последующие шесть лет Atlantide сопровождала Mariette of 1915, а после спуска на воду «Мальтийского сокола» в 2005 году стала появляться на публике и вместе с ним. Но все же в 2012 году Перкинс продал Atlantide.
Новейшая история
Об этом говорят не часто, но нынешний владелец Джим Кларк, затеявший рефит на Huisfit, появился в жизни Atlantide не сразу после Перкинса. До него была семейная пара из Канады. Ричард и Лесли Фэрбенкс (Leslie Fairbanks), постоянные клиенты верфи Feadship, не планировали покупать вторую яхту, но увидели Atlantide и не успокоились, пока не вышли на ней из майоркинского порта.
Пара также использовала Atlantide как тендер во время гонок в Новой Англии, где ходила на классическом паруснике 1903 года, построенном по проекту Натанаэля Херрешоффа (Nathanael Herreshoff). В остальное время Atlantide много путешествовала. Побывала в Британской Колумбии, приближалась к Гренландии. Бесстрашно и везде на собственном ходу, как самодостаточное судно, с впечатляющим запасом хода более 3000 морских миль и надежными стабилизаторами Vosper.
В 2020 году Atlantide купил Джим Кларк (Jim Clark), первопроходец Силиконовой долины, благодаря компании которого Netscape у веб-разработчиков есть язык JavaScript, а у пользователей вебсайтов — cookies. Он увидел в Atlantide идеальный тендер для своего парусника J Class.
На нидерландской верфи Royal Huisman с Кларком уже были знакомы. Не успели они построить его 47-метровый гоночный парусник Hyperion, а он уже завел разговор о строительстве 90-метровой белоснежной Athena с тремя мачтами. Да и на Athena не остановился — пришел к ним же строить парусник J Class Hanuman. 11 лет спустя не успели они разобраться с давно запланированным рефитом Hanuman, а он уже купил Atlantide и, не дожидаясь оговоренных сроков, отправил яхту через океан к ним в Нидерланды.
Рефит Atlantide
К Atlantide на Royal Huisman отнеслись с таким трепетом, будто строили ее с нуля. «Приятно, когда постоянный клиент заказывает уже четвертый проект. Чувствуешь, что твою работу ценят», — комментировали его на верфи.
Как это часто бывает со старинными яхтами, легкий рефит превратился в подлинную перестройку. На корпусе Atlantide были выявлены повреждения. Толстый слой шпаклевки осыпался, а под ним обнаружились вмятины и деформированная сталь с прилегающими к рамам прогнутыми пластинами. Коррозия затронула алюминиевое удлинение тиковой надстройки, а окна главной палубы удерживались на клее и шпаклевке, что привело к протечкам и повреждению внутренних перегородок и встроенной мебели.
Эксперты Huisfit потратили шесть месяцев на сканирование и 3D-проектирование, заменили всю трубопроводную систему, добавили изоляцию и восстановили тиковую надстройку, сохранив при этом 95% оригинальной бронзовой фурнитуры.
Дерево на палубах, которое так ценит владелец, было обработано старинным методом с 14 этапами ручного отбеливания, окрашивания и полировки. Кроме того, Atlantide получила совершенно новую оснастку и паруса, соответствующие оригинальному проекту.
Стиль интерьера поменялся. Специалисты Huisfit и дизайнеры бюро deVosdeVries Design заменили сложные элементы в стиле ар-деко, добавленные Перкинсом, на стилистически более нейтральные.
Заметно это, например, в главном салоне. А также в зоне отдыха, ранее отведенной под обеденный зал. Теперь здесь медиа-комната с большим диваном и креслами в льняной обивке. А обеды устраиваются за огромным столом на корме.
По ощущениям Кларка, раньше на яхте встречались не до конца продуманные элементы, теперь же все на своем месте. Он счастлив и называет Atlantide настоящим произведением искусства.
В сети порой еще можно найти объявление о том, что яхта выставлена на продажу, но оно устаревшее. Atlantide — с семьей Кларк. На регатах, в которых участвует их любимый «Джей» Hanuman, и на острове Мартас-Винъярд, где они любят бывать. И хочется верить, что эти отношения продлятся годы. А лучше десятилетия.
Пять парусников, которые сопровождала Atlantide
Вы успешно подписались на нашу рассылку