Octopus: легендарный эксплорер Пола Аллена
Два десятилетия 126-метровый Octopus, который в 2003 году построила для сооснователя Microsoft Пола Аллена немецкая верфь Lurssen, окружала завеса тайны
На момент спуска на воду Octopus был самым крупным эксплорером мира, возвестив своим появлением новую эру исследовательских суперъяхт для путешествий на край земли.
После смерти Пола Аллена в 2018 году, Octopus был отправлен на рефит в Германию, а в 2021 году обрел нового владельца (по неподтвержденным данным это шведский фармацевтический миллиардер Роджер Самуэльссон), который решил вывести лодку на чартерный рынок – впервые в ее истории. Стоимость чартера Octopus в неделю начинается от $2.2 млн.
За первые 19 лет жизни Octopus не просочилось даже самых скудных подробностей о том, что есть на борту. Все ее создатели, включая дизайнера Эспена Ойно (Espen Øino) и создателя первоначального интерьера Джонатана Куинна Барнетта (Jonathan Quinn Barnett), были связаны строжайшим соглашением о конфиденциальности. Когда стало возможным нарушить «обет молчания», мир, наконец, смог узнать, что скрывается внутри одной из самых впечатляющих яхт мира с невероятным «послужным списком» путешествий в самые отдаленные регионы планеты.
Дизайн и проектирование
Проектное задание верфь Lurssen и Эспен Ойно получили в 1998 году, и, по их собственному признанию, выглядело оно немного безумно. Требовалось спроектировать яхту в индустриальном стиле, похожую – по виду и возможностям – на финский многоцелевой ледокол Fennica, построенный в 1993 году.
К счастью, Эспен Ойно знал это судно, поскольку посещал его ранее, поэтому для первой презентации клиенту он быстро сделал карандашные наброски с парой вариантов носа и рулевой рубки. Сегодня, со всеми возможностями компьютерного моделирования, это звучит странно, но не забывайте, это был 1998 год! Что интересно, первоначальные эскизы Ойно воплотились в Octopus почти в неизменном виде. А рабочее название Project Octopus (предыдущая яхта Пола Аллена называлась Medusa) в итоге стало именем яхты.
Еще одной сложной задачей стало размещение на борту множества «игрушек», включая тендеры, субмарину, гидроплан и вертолет. И главное - ничто из этого не должно было храниться на открытых палубах. В итоге был придуман двухуровневый затапливаемый гараж, открывающийся с кормы. Поначалу идея загрузить столько оборудования в корму казалась не самой удачной: такая масса могла вызвать сильный крен и сказаться на остойчивости. Но Эспен Ойно придумал сделать его очень длинным (36 метров!), разместив внутри корпуса по осевой линии. Вокруг этого «бассейна» рядами нанизаны отдельные гаражи для хранения техники.
Проект был одобрен, но у Lurssen обнаружилась проблема – не было ангара, способного вместить столь внушительное по размерам судно. В итоге его пришлось построить. А чтобы получить разрешение на создание уникального гаража, пришлось строить и его масштабную модель, чтобы показать, как все это будет работать.
Интерьер
Разработку интерьера Octopus доверили молодому американскому дизайнеру Джонатану Куинну Барнетту, который создал в классическом дизайне «плавучую лабораторию творческого гения». Но самое интересное, что на борту Octopus разместили такое, что и сегодня едва ли где увидишь.
Полностью оборудованный медицинский центр. «Штормовая каюта» - для тех, кому нужен комфорт во время качки. И даже звукозаписывающая студия: там, как говорят, записывали свои альбомы U2, Мик Джаггер и многие другие. Кроме того - 12 кают для гостей и помещения для 63 человек экипажа. Владельцу предназначена целая приватная палуба. Кроме того, есть бассейн, лифт, дайв-центр с барокамерой, две вертолетные площадки и одна баскетбольная.
Барнетт довольно просто оформил помещения: некоторые переборки окрашены в нейтральные тона, на других - панно из древесины эвкалипта с узором, напоминающим пчелиные крылья. «Большой объем деревянной отделки дает исследователю чувство дома, - говорит Барнетт, - А геометрия панелей – это элегантная математика, которую мистер Аллен очень ценил». Кроме того, на стенах постоянно менялись фотографии приключений Octopus в разных регионах планеты – от айсбергов Патагонии до храмов Азии.
Путешествия
Octopus - самая активно путешествующая суперъяхта мира. Она совершила множество кругосветных плаваний, ходила через Северо-Западный проход, в Арктику, Антарктиду, Папуа-Новую Гвинею… Одним из увлечений Пола Аллена была военно-морская история: некоторые путешествия Octopus были связаны именно с этим и получили широкую огласку из-за сделанных открытий. Например, в марте 2015 года после семи лет поисков Пол Аллен объявил об обнаружении затонувшего на Филиппинах в 1944 году японского суперлинкора Musashi.
Размещенная на борту Octopus дистанционно управляемая субмарина OctoROV сделала первые фотографии находки на глубине 1000 м. А в августе того же года еще одна экспедиция подняла со дна корабельный колокол британского линейного крейсера Hood, потопленного германским линкором Bismarck в 1941 году в Датском проливе.
Оборудование и бортовые системы
Еще в момент спуска на воду было понятно, что Octopus открывает новые горизонты возможностей для путешествий. Яхту оснастили дизель-электрической силовой установкой, состоящей из восьми дизельных двигателей MTU суммарной мощностью почти 20 000 л.с. и двух электромоторов ABB.
Для тех времен такое гибридное решение еще не было обычной практикой. Вся эта мощь позволяла Octopus развивать скорость до 19 узлов и при этом иметь запас хода до 12 500 миль – результат невероятный даже сегодня! Кроме того, Octopus стал первой яхтой с системой динамического позиционирования, позволяющей удерживать судно на месте без отдачи якоря, что актуально в особо охраняемых морских заповедниках.
Также Octopus оснастили огромным количеством бортовой электроники: основателю Microsoft потребовалось более 54 тонн аудио/видео/ИТ-оборудования на борту. Основная масса проводки, конечно, пришлась на звукозаписывающую студию, но и в каждой каюте было проложено по 60 кабелей для компьютеров, развлекательных систем и многого другого. Там даже были сенсорные экраны, что в 1998 году просто потрясало.
Игрушки
Созданный для исследований, Octopus обладает невероятным собственным «малым флотом», заполняющим недра 36-метрового гаража. Через гигантскую транцевую дверь спускается на воду основной тендер: сегодня это 18-метровая карбоновая Delta 54 с дальностью хода 450 миль на скорости 30 узлов. А первоначально это был Man-of-War – кастомный 18-метровый Vikal. Поблизости хранится «желтая субмарина» Pagoo, способная пробыть под водой до восьми часов с восемью пассажирами и двумя членами экипажа.
Далее – гаражи для вспомогательных тендеров: для гостей, для дайвинга, для водных видов спорта. Плюс множество гидроциклов, каяков, серф-бордов, кайтсерфов, электрофойлов и других игрушек. Вишенка на торте - дистанционно управляемая подводная лодка (ROV), способная погружаться на глубину до 2700 метров. Завершает этот впечатляющей список вертолетный ангар на две машины.
Рефит и новая жизнь Octopus
После непрерывных путешествий двигатели Octopus пришлось капитально отремонтировать. Тем не менее, внутренняя отделка не требовала серьезного обновления. Лишь в 2019 году, уже после смерти Пола Аллена, яхту отправили на первый в жизни большой рефит – только для того, чтобы подготовить к продаже: все на борту поддерживалось в идеальном рабочем состоянии.
Планы нового владельца превратить Octopus в особенную чартерную яхту потребовали еще некоторых изменений, и для этого пригласили дизайнера Адриану Монк (Monk Design). Как ни жаль об этом писать, первым пунктом в списке стала замена студии звукозаписи на что-то более практичное. Теперь здесь современный бар с лаундж-зоной. Правда, на прежнем месте остался рояль, а с оригинальных креплений на стенах свисают новые гитары.
В кабину для записи вокала поместили диджейский пульт. Поскольку студийную звукоизоляцию не тронули, было решено сделать здесь место для вечеринок: расположенный рядом бассейн с подвижным прозрачным дном одним нажатием кнопки превращается в танцпол.
На «развлекательной» палубе бывшая формальная столовая превратилась в винный бар. На подсвеченном потолке - сцены погружения Пола Аллена в 2015 году к затонувшему на Филиппинах линкору Musashi.
Поблизости сохранился лаундж-смотровая площадка с панорамным видом. Также на этой палубе расположены 12-местный 4D-кинотеатр, камбуз, стол для настольного тенниса, тренажерный зал, смузи-бар, парикмахерский и массажный салоны, а также библиотека с этаноловым камином.
Оригинальный интерьер разбавили отдельно стоящими предметами мебели, чтобы соответствовать новому чартерному образу жизни Octopus. Однако, ничего не меняли радикально, оригинальная атмосфера яхты сохранилась. «Я стремилась уважать дух Octopus, но при этом уловить образ жизни и видение нового владельца», — рассказала дизайнер Адриана Монк.
Никуда не делась и визитная карточка Octopus – необычный хронометр из стальных вант с парусного судна, натянутых по обе стороны от парадной лестницы с нижней до верхней палубы. Дизайнер интерьера Джонатан Куинн Барнетт решил таким образом объединить традицию иметь на борту корабля «главные» часы со страстью Пола Аллена к скульптуре, искусству, музыке и математике. Чтобы сделать их, он заключил контракт с немецкой часовой компанией, существующей более века. Каждые 15 минут эти «струнные часы» могут играть любую мелодию.
Как комментируют в компании Camper & Nicholsons, которая сейчас управляет яхтой, спрос на чартер Octopus равен известности этого уникального судна. Сегодня многие новейшие суперъяхты способны совершать впечатляющие экспедиции на край Земли, но пока еще никто не достиг того, что может Octopus. Все, кто совершит путешествие на этой легендарной яхте, наверняка запомнят его на всю оставшуюся жизнь.
Вы успешно подписались на нашу рассылку